Следующим важным шагом после выборов Президента станут выборы в Верховную Раду Украины и на местном уровне. Потому, Знай.ua решили исследовать, как, по мнению экспертов и коллег по Киевсовету, мэр Киева Виталий Кличко справился со своими обязанностями и каких результатов удалось достичь, начиная с июня 2014 года, когда он возглавил и столичную мэрию, и должность председателя КГГА.
Равнение на Европу и создание "чартерного города" - остаются лишь мечтой
Европейский курс развития города с велодорожками, современным комфортным общественным транспортом, модернизацией парковочного пространства и экозон - одно из крупнейших пожеланий жителей столицы. Однако, по мнению экспертов, весомых шагов на этом пути в последние годы сделано не было.
"Главная проблема Кличко заключается в том, что он, несмотря на свой инвестиционный опыт, а он создавал свою финансовую бизнес-империю частично на Западе, и имеет контакты с мэрами крупных мировых центров, не предложил ничего нового в Киеве. При должном подходе, в столицы должны были бы появиться технологические парки, объединяющие в себе промышленные предприятия, образовательные и научные центры. Должны были бы появиться индустриальные парки в виде интересных производств, промышленные полигоны, зоны свободы торговли и экономической деятельности", - рассказывает экономист, финн нсовых аналитик Алексей Кущ.
Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году
Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди
Оплата коммунальных услуг: что обязательно нужно проверять, чтобы не потерять деньги
Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен
В качестве примера эксперт привел Нобелевского лауреата Пола Ромера, который выдвинул концепцию так называемых чартерных городов. Он пытался ее реализовать на Мадагаскаре, сейчас реализует в Латинской Америке.
Чартерный город - это изолированный кластер, который является источником экономического роста и намного превосходит темпы развития страны, в которой находится. За счет создания благоприятных инвестиционных, финансовых инструментов стимулирования бизнеса, создания льготного режима инвестирования. И, по словам финансового аналитики, Киев должен был стать именно таким чартерным городом во времена правления Виталия Кличко.
"На самом деле, инструментария очень много, учитывая, что в Киеве сконцентрировано большое количество научных институтов, являютщихя генераторами инноваций в нашей стране, и образовательных центров, которые готовят молодых специалистов. Вместо этого мы увидели, что политика мэра опустилась до банальных хозяйственных вопросов. Конечно же, важно ими заниматься, но для этого есть специальные подразделения в структуре КГГА, которые и должны это делать. А Кличко должен генерировать действительно какие-то важные идеи. А мы видим, что единственной идеей были установление наивысшего флагштока и обустройство велосипедного моста на Владимирскую горку", - отмечает Алексей Кущ.
Ни одной станции метро, нехватка детсадов и латание ям вместо капремонта
Второй важный момент, по словам эксперта, - это полное замирание крупных инфраструктурных проектов в Киеве.
"Во времена мэрства Кличко мы не увидели ни одной новой станции метро. Ржавая грудой повис недостроенный мост на Троещину. Шулявский путепровод только начали разбирать и непонятно, когда работы вообще завершатся. Ремонт дорог также не является капитальным в классическом понимании - это просто латание асфальтового покрытия. Если взять открытые детсады, то значительная часть проектов садов и школ, которые открывал Кличко, были активированы еще до того, как он стал мэром", - подчеркивает финансовый аналитик Алексей Кущ.
Согласны с этим замечанием и депутаты Киевсовета. В дополнение к критической нехватке детсадов и школ, они отмечают и необоснованные тарифы.
"Также, не решены проблемы устойчивого развития сферы ЖКХ, сбалансированности и справедливости тарифов за жилищно-коммунальные услуги, развития системы надежного и экологического общественного транспорта, обеспечения города объектами социальной инфраструктуры: садами, школами, спортивными и оздоровительными заведениями, уничтожения зеленых зон и ряд других болезненных вопросов, которые являются важными для киевлян, но, очевидно, не являются приоритетом деятельности для главы КГГА", - отмечает депутат Киевсовета Наталья Манойленко.
Коммунальные монополии "выдавливают из бизнеса и населения все соки"
Как отметил Алексей Кущ, сегодня Украина занимает одно из последних мест в Европе по уровню разрешительной системы строительства и одно из последних мест в мире по доступности подключения к инфраструктурным сетям. И, по словам аналитика, столица напрямую с этим связана.
"Как развивать малый и средний бизнес, если даже крупные компании и предприятия в Киеве имеют проблемы с подключением к базовым инфраструктурным сетям. Технические условия, согласно которым компании должны выплачивать десятки миллионов гривен, чтобы подключиться к энергосистемам, водоснабжения и газа. Киев поделен между несколькими монополиями, которые обладают этими структурными сетями - они выдавливают из бизнеса и населения через тарифы все соки", - отмечает Алексей Кущ.
Поэтому, вопрос доступности инфраструктуры для развития бизнеса, по мнению эксперта, также остается нерешенным.
Строительно-инфраструктурная мафия и Мордор-сити
В последнее время вопросы застроек все чаще становятся поводами для акций протестов, а почти каждое заседание земельной комиссии не обходится без массовых собраний киевлян с плакатами и жалобами на незаконное строительство.
"В сфере строительства, как была вакханалия, с точки зрения выдачи разрешений и выделения земельных участков, так она и осталась. Никаких качественных инвестиционных изменений в этой сфере не произошло - Киев продолжает находиться во власти строительно-инфраструктурной мафии, контролирующей базовые финансовые потоки", - делится с нами экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ.
Также один из основных негативных моментов, по мнению эксперта, - это борьба с малым бизнесом.
"Сейчас теневая экономика является отдушиной, своеобразным буфером для того, чтобы сотни тысяч людей находили себе работу, могли зарабатывать, поскольку в легальном секторе они не могут удержаться на плаву. Прежде всего, мэр Киева Виталий Кличко должен создать точки экономического роста, а уже потом, условно говоря, бульдозерами сносить МАФы. А он начал совсем с другого конца", - подчеркивает Алексей Кущ.
Безумное количество незаконных застроек и преобразование столицы в "Мордор-сити" отмечают и коллеги "по цеху".
"Интересы киевлян, которые избрали своего мэра, вступают в конфликт с интересами "дорогих друзей" и бизнес-партнеров Президента, зарабатывающих на месте. Ярким примером является конфликт интересов застройщиков с интересами городской общины Киева. Количество скандальных застроек достигла 7 десятков, а решений, которые позволяли бы прекратить масштабную хаотичную застройку города мэром так и не предложено. Зато десятками клепаються Детальные планы территорий, которые еще шире открывают ворота для дальнейшей бессистемной лоскутной застройки. Нынешняя власть под лозунгами "Городу нужно развиваться" застраивает каждый клочок города, превращая его в Мордор-сити", - отмечает депутат Киевсовета Наталья Манойленко.
Как сообщал Знай.ua, в результате "бандитских разборок" на протяжении последних нескольких месяцев происходят нападения на депутата Киевсовета Владимира Назаренко. Как он утверждает, это напрямую связано с "земельной мафией".
"Я поражаюсь тому, что кто упорно хочет вернуть и превратить Киев в 90-е годы, когда на улицах города были перестрелки, когда убивали людей просто за бизнес-интересы. Это недопустимо. Но попутно хочу сообщить и своим коллегам, и этим строительным бандитам, что я не прекращу борьбу. Я принимаю этот вызов и буду давать бой системе строительной мафии на заседании земельной комиссии, где как раз и происходит дерибан в интересах коррупционных застройщиков", - отмечает депутат Киевсовета Владимир Назаренко.
Шансы на победу зависят от выборов Президента
А что касается шансов во второй раз возглавить столичную мэрию и переизбрания на пост главы КГГА, то здесь тоже возникают вопросы.
"Станет ли он снова мэром, зависит от того, кто станет Президентом и какой будет Парламент. Если это будет не Петр Алексеевич, а это наиболее вероятный ход событий, то вряд ли Кличко останется мэром. Если выигрывает не Порошенко, а потом еще и в парламенте не будет большинства депутатов, представляющих нынешнюю власть, то я думаю, что никто не будет терпеть на посту мэра, который по сути перепоручил управление города другим лицам", - сообщает Александр Федоренко, председатель киевской ячейки политической партии Николая Томенко "Родная страна".
А, сравнивая уровень результативности и производительности с предыдущими руководителями города, политик отметил, что никаких масштабных сдвигов в положительную сторону по сути не произошло.
"Трудно оценивать деятельность Кличко, как мэра, так как городом фактически руководят другие люди. Мы этих людей не выбирали. Если сравнить предыдущих мэров и Кличко: те же разбитые дороги, то же самое повышение тарифов на коммунальные услуги, на проезд в общественном транспорте. Абсолютно одинаковые методы, подходы и почти то же окружение - и это, несмотря на Революцию достоинства, которая должна была в корне все изменить", - отмечает Александр Федоренко.
Однако, до завершения каденции время еще остается, поэтому у киевлян будет время обдумать и принять взвешенное решение во время октябрьских выборов.
Ранее Знай.ua писал, что Кличко проигнорировал миллионные махинации на дорогах, а похвастался дырявыми километрами.
Также Знай.ua сообщал, что киевляне полтора года платили вдвое больше за коммуналку: суд принял судьбоносное решение.
Кроме этого, Знай.ua отмечал, что экс-мэр Киева Александр Омельченко в ужасе от дорог столицы: претензии предъявить некому.